Святая часовня (Сент-Шапель, Sainte-Chapelle)
Святая часовня – это придворцовая часовня на острове Сите в Париже, построенная в 13 веке по приказу Cвятого Людовика для хранения Тернового венца, фрагмента Истинного креста и других святых реликвий, приобретенных французским государем. Часовня и располагающаяся рядом Консьержри являются остатками древнего королевского дворца Сите, находившегося на месте нынешнего Дворца правосудия. Ближайшая станция метро – Сите (Cité). Часовня является одним из самых любимых памятников, посещаемых туристами в Париже.
Это была первая такого рода часовня – реликварий с элегантной и оригинальной архитектурой, заключающейся в значительной высоте и почти полным отсутствием в верхнем ярусе стен, замененных на огромные окна-витражи. Несмотря на изысканность интерьеров и сложность архитектуры часовня была построена всего за 7 лет. В интерьерах использованы скульптуры, картины, но особо драгоценны витражи – именно они представляют богатство Сент-Шапель. Во времена Французской революции святые реликвии из часовни были вынесены, в 1790 г. она была закрыта для служб и передана под заседания политического Клуба Сент-Шапель. В 1797 г. в часовне располагают архив Дворца правосудия. Лишь в 1836 г. под влиянием общественности власти решились на реставрацию часовни. Она продлилась 26 лет. В 1862 г. здание, ставшее эмблемой «пламенеющей готики», попало в список исторических памятников Франции. Однако необходимо подчеркнуть, что ввиду плачевного состояния, в котором здание оказалось к 19 в., и предпринятых тогда реставрационных работ, часовня, скорее, является памятником 19 в.
Король Франции Людовик IX (Святой Людовик) приказал построить Святую часовню при своем королевском дворце на острове Сите. Основное предназначение здания – служить хранилищем для святых реликвий, активно приобретаемых королем. В начале 13 века реликвии находились в Константинополе. Во время Четвертого крестового похода (1204 г.) Константинополь был осажден крестоносцами и позже разграблен ими. Западные рыцари разоряли не только дворцы, но и церкви. Таким образом, император только что созданной Латинской империи Балдуин VI завладел всем, что смог найти в византийском императорском дворце Буколеоне, в том числе Истинным крестом и Терновым венцом. Реликвии остались у Балдуина и были переданы его наследникам. В 1237 г. последний латинский император Константинополя Балдуин II в рамках своего евротура приехал во Францию, чтобы найти союзников и помощи для отпора болгарам, осаждающим Константинополь. В 1238 г. для финансирования своей империи он был вынужден заложить святые реликвии венецианскому торговцу; по договору реликвии должны были перейти в собственность купца по истечении 4 месяцев.
Св.Людовик был вряд ли склонен оказывать военную помощь Балдуину, но был очень заинтересован в покупке Тернового венца. После серии переговоров и проверки подлинности реликвии Венец был куплен за баснословные для того времени деньги – 135 тысяч ливров, что составляло почти половину годового королевского дохода (на строительство же часовни было потрачено 40 тысяч ливров). Реликвия отправилась во Францию в 1239 г. под присмотром доминиканских монахов. 10 августа 1239 г. кортеж был торжественно встречен в Вильнев-л’Аршевек (Шампань). Ему навстречу выдвинулась королевская семья. 18 августа Терновый венец прибыл в Париж, где был радостно встречен народом и священниками. На следующий день состоялась праздничная церемония возложения Венца в часовню Св.Николая во дворце Сите. Через два года, в 1241 г., король приобрел также часть Святого креста и семь других реликвий Страданий Христовых, таким образом сформировав «Святую коллекцию».
Святая коллекция времен Людовика IX состояла из 22 реликвий. Сейчас от них остались только 3: фрагмент креста, гвоздь и Терновый венец. Во время Французской революции их перевезли из Сент-Шапель в аббатство Сен-Дени, а в 1804 г. они возвращены архиепископу Парижа. В данный момент ценности хранятся в Сокровищнице собора Парижской Богоматери.
После приобретения Святых реликвий Людовик решил построить специальную часовню – настоящий реликварий – для хранения и поклонения им. Однако он вовсе не хотел строить часовню, которая стала бы местом паломничества христиан, т.к. в верхний ярус часовни, где предполагалось хранить реликвии, не было входа извне. Это новое здание появилось внутри дворца Сите, основной резиденции короля, и заняло место разрушенной для этой цели часовни Св.Николая. Выбор места был неслучаен: он подчеркивал тесную, священную связь между реликвиями и королевской короной, так же, как это делали византийские и германские правители во дворцах Буколеоне и Экс-ан-Шапели (Ахена). Имелась также и юридическая подоплека: именно на реликвиях вассалы приносили клятвы своим сеньорам. Часовня была соединена с дворцом галереей Мерсье, ведущей в личные покои короля. В часовне у короля был ораторий – ниша в южной части четвертого пролета. Первоначально в часовне не было стульев, присутствующие садились на каменные скамейки. Амвон был установлен позже между вторым и третьим пролетом. Часовня на самом деле состоит из двух – нижней часовни, предназначенной для слуг и придворных, и верхней – для короля и его семьи.
Точная дата начала строительства неизвестна. К работам приступили между осенью 1241 г. – датой прибытия реликвий в Париж – и маем 1244 г. – датой, когда впервые в папских бумагах упоминается факт строительства. В 1246 г. Святой Людовик учреждает коллегию из 5 каноников, которым поручается хранить реликвии, следить за витражами и вести службы в часовне. Официально часовня была освящена 25 апреля 1248 г.: папский легат верхний ярус посвятил Святому кресту, а архиепископ Буржский посвятил нижний ярус Деве Марии. На строительство ушло 4-6 лет, скорость работ свидетельствовала о финансовом благополучии государства. Святой Людовик был королем-строителем, по его указаниям были построены военные укрепления, гражданские здания и многочисленные религиозные учреждения. Известно, что он лично посещал стройки и контролировал их. Что касается архитектора Святой часовни, то имя его неизвестно. По одной из версий, это был Пьер де Монрёй, архитектор часовни Богородицы в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и южной части собора Нотр-Дам в Париже. Другие называют Тома де Кормона, главного каменщика Амьенского собора (больше всего сходства в архитектуре Святой часовни находят с часовней Богородицы Амьенского собора).
Архитектурная программа сопровождалась символической программой, отразившейся в украшении верхнего яруса. Людовик имел особое влечение к культу Страстей Христовых, отразившееся, в частности, в проводимой им ежегодно в Святой четверг процедуре мытья ног бедным. Но Страсти Христовы неразрывно были связаны с Воскресением, изображенным на большой раке. Несмотря на мученические сцены под окнами, символизм и архитектура верхнего яруса выражают оптимизм посредством высоты, высокой стрелки, гармонии цвета и дематериализации пространства, в котором стекло заменило стены. Стрела стала новой Вавилонской башней, построенной в христианскую эпоху и не разрушившейся. Витражи действительно поражают; они составляют почти 620 квадратных метров застекленного пространства из 15 окон 15-метровой высоты и 4,5-метровой ширины с изображениями 1113 библейских сцен от Адама и Евы до Апокалипсиса. Колонны между пролетами представлены 12 апостолами, символически представляющими опору церкви.
Роза часовни – типичный представитель «пламенеющей готики», названной так по сходству с языками пламени. Она была выполнена в 15 веке и насчитывает 87 лепестков-ячеек.
При посещении Часовни Вы можете воспользоваться специальным приложением для гаджетов, которое расскажет о содержании сцен, изображенных на витражах.