«Очередь в Версаль не занимать!»

Эйфелева башня в Париже, Франция

«Очередь в Версаль не занимать!»

«Очередь в Версаль не занимать!»

Сергей Панкратов

Тревожная новость для любителей путешествий: мировая туриндустрия заходит в тупик

Четыре года назад Всемирная туристическая организация ООН сообщила, что ежегодное количество туристов, пересекающих границы своей страны, достигло миллиарда. А уже в следующем десятилетии количество путешественников, совершающих зарубежные поездки, может достичь 2 млрд человек! Что это означает на практике, корреспонденту «Труда» довелось наблюдать собственными глазами.

Чудесное солнечное утро, предвкушение долгожданной встречи с Версалем — что еще нужно человеку для счастья? Но вот мы выходим с приятелем из пригородной парижской электрички и… упираемся в бесконечную очередь. Желающие попасть в Версаль выстроились на дальних подступах для прохождения контроля безопасности. И хотя контроль этот крайне беглый, пришлось отстоять более 40 минут под палящим солнцем.

Но это только начало. Дальше нас ждет длиннющая очередь к билетной кассе. Выстояв и ее, проходим еще один контроль, посерьезнее, с рамками и металлоискателями. И, наконец, попадаем в «отстойник», откуда туристов, через 10-15 минут группами по 20-30 человек запускают в Версальский дворец. Итак, подход к цели занял у нас около двух часов.

А Версаль впечатляет! Но… издали. Разглядеть красоты поближе, тем более вникнуть в детали практически невозможно. Смотрители знаками торопят, подгоняют посетителей. Группа движется, не останавливаясь, по отведенному узкому проходу. Полное впечатление конвейера. Сзади на пятки наступает следующая группа.

Кстати, в лондонском Тауэре туристов поставили на конвейер в буквальном смысле. Посетители, пришедшие взглянуть на знаменитый алмаз «Кохинур» из короны Елизаветы II, движутся с заданной скоростью по ленте транспортера. Остановка около знаменитого сокровища не предусмотрена. Зато никакой давки…

Но вернемся в Версаль. Когда мы тесной колонной прошагали через приемные покои, спальни и кабинеты Людовика XIV и, наконец, оказались в огромной Зеркальной галерее версальского дворца, то здесь уже можно было «выйти из строя». Но свободы и тут нет, приходится работать локтями в толчее. Из нее хочется поскорее вырваться на свежий воздух, в зеленеющий за окнами галереи легендарный версальский парк. Еще одна очередь (вход в парк за отдельную плату) — и мы в аллеях Версаля. Но и тут плетутся все те же толпы туристов, наивно мечтавшие о неспешной прогулке по тенистому парку.

Читайте также  Бунт Эйфелевой башни

Нет, я ни в коей мере не хочу упрекнуть служащих Версаля в неумелой постановке дела. Разве они виноваты в том, что желающих посмотреть одно из чудес света гораздо больше, чем может пропустить версальский дворец? Кстати, на официальном сайте Версаля часто можно видеть вежливое обращение к туристам: их честно просят не приезжать вообще, потому что из-за массового наплыва посетителей все желающие попасть во дворец все равно не смогут. Но такие увещевания не очень-то действуют: люди приехали во Францию вовсе не для того, чтобы входить в положение музейных служителей…

Число посетителей всемирно известной сокровищницы — Лувра также растет как на дрожжах. Билетов на Эйфелеву башню сегодня продают почти в 4 раза больше, чем еще пять лет назад. С теми же проблемами можно столкнуться при посещении любой всемирно известной достопримечательности. Скажем, чтобы попасть летом в Сикстинскую капеллу в Ватикане, нужно отстоять двухчасовую очередь. Амстердамский Рейксмузеум, работающий семь дней в неделю, после реставрации увеличил пропускную способность до 5 млн человек в год. Но и этого оказалось мало. «Нам придется продлить часы работы», — заявил директор музея Вим Пейбес.

Похоже, популярные у туристов музеи, дворцы, как и города в целом, не могут «переварить» ту массу путешественников, которую готова поставить им сегодняшняя туристическая индустрия. У той ведь одна цель: перевезти как можно больше пассажиров, забронировать как можно больше ночевок в гостиницах. Для этого возводятся все новые и новые отели, запускаются дешевые чартеры. Но ведь нельзя увеличить число реальных достопримечательностей! Биг Бэн у человечества только один, как и Эйфелева башня, и Венеция, и Барселона…

Стоит ли удивляться, что власти самых востребованных у путешественников городов ставят вопрос об ограничении числа приезжих. Первой об этом заговорила мэр Барселоны Ада Колоу: «Если мы не хотим закончить, как Венеция, нам придется установить что-то вроде лимита на туристов!»

Читайте также  Познер: Кроме КГБ, меня вербовало еще ЦРУ. Оно бы могло об этом рассказать (Гордон, Украина)

Она права. Чтобы попасть в творения Гауди вроде собора Саграда Фамилия или парка Гуэль, нужно отстоять час-другой. Посетить одну из главных достопримечательностей Барселоны — городской рынок — желает такое огромное количество туристов, что им разрешен вход только группами и в определенные часы. Но основная толчея на главной улице каталонской столицы — Рамбла. Ощущение такое, будто попадаешь в колонну демонстрантов. Попробуйте выпить чашку кофе — в очереди только на заказ будете стоять четверть часа. В дни, когда к обычной толпе прибавляются пассажиры круизных лайнеров, в центре Барселоны скапливается до 130 тысяч человек! Даже сами туристы (52% опрошенных) считают, что в городе слишком много «понаехавших».

Барселона сейчас принимает более 8 млн туристов в год, притом что сам город насчитывает 1,5 млн жителей. Гостиницы вытесняют жилой сектор на окраины, цены взвинчены, как и нервы у местного населения… Как сказала в беседе с корреспондентом «Труда» представитель городского совета по туризму Монтсе Планас, меры по регулированию туристического потока необходимо принимать срочно, так как бесконтрольный рост числа приезжающих в Барселону создает серьезное социальное напряжение.

Но, пожалуй, самая критическая ситуация сложилась в уже упоминавшейся Венеции. Жители города неоднократно обращались к мэрии с просьбой ограничить число въезжающих. Мэрия обещала подумать. А пока она думает, ежегодно по 20-30 тысяч жителей покидают Венецию, поскольку не хотят жить в городе, превратившемся в некое подобие Диснейленда. На сегодня в городе осталось 260 тысяч венецианцев. Речь идет уже о спасении жемчужины Адриатики, и меры надо принимать срочно. Если не ограничивать въезд, то хотя бы регулировать турпотоки. Но как это сделать, когда существует свобода выбора и передвижения? Ответа нет.

Читайте также  МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ОЦЕНИЛИ ВСЕГО В $50 МЛРД

Тогда здесь уместно задать вопрос: почему мы, люди, можем создавать заповедники для сохранения живой природы, но не считаем возможным ввести разумные ограничения для сохранения нормальной жизни в тех городах, которые задыхаются от нашествия туристов? Понятно, шаг этот во многом вынужденный, но он поможет сохранить Венецию не только для тех, кто в ней живет, но и для тех, кто туда приезжает.

Топ-20 самых посещаемых туристами городов мира

(по данным прошлого года)

Бангкок — 21,5 млн туристов за год

Лондон — 19,9 млн

Париж — 18 млн

Дубай — 15,3 млн

Нью-Йорк — 12,7 млн

Сингапур — 12,1 млн

Куала-Лумпур — 12 млн

Стамбул — 11,9 млн

Токио — 11,7 млн

Сеул — 10,2 млн

Гонконг — 8,4 млн

Барселона — 8,2 млн

Амстердам — 8 млн

Милан — 7,6 млн

Тайбэй — 7,3 млн

Рим — 7,1 млн

Осака — 7 млн

Вена — 6,7 млн

Шанхай — 6,1 млн

Прага — 5,8 млн

Москва в этом рейтинге находится на 59-м месте, а Санкт-Петербург — на 85-м.

Copyright © 2024. Туры на Эйфелеву башню. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности